Sunday, January 20, 2019   
Как нас найти?



Воронеж, ул. Шишкова, 95
тел. 8 (473) 235-8234
и 8 (910) 342-5258
карта проезда
 

 
      Каталог Детских Центров России.
 

Статьи для родителей

Главный урок Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась в 1870 году в Италии. В те годы женщины не могли получать образование наравне с мужчинами, поэтому Марии пришлось многое преодолеть, для того, чтобы поступить в мужскую гимназию, а затем в университет. Закончив медицинский факультет в 1896 году, она стала первой в Италии женщиной-доктором медицины. Будучи студенткой, и работая в университетской клинике, Мария Монтессори наблюдала за умственно отсталыми детьми, которые были лишены не только необходимых вещей, но и просто человеческого тепла и заботы.

Девушка была настолько поражена подобным отношением, что решила посвятить всю свою жизнь тому, чтобы лечить и обучать этих детей. Марию интересовал вопрос, что было бы, если бы дети с ограниченными возможностями оказались в другой среде. Что было бы если бы они не находились в полной изоляции в больничных палатах, если бы у них были книги и игрушки, а так же внимание и забота родителей и педагогов? В те годы подобные мысли никому не приходили в голову, поскольку до начала двадцатого века психически больных людей не лечили, а просто изолировали от общества, как преступников и относились к ним, как к животным.

Мария Монтессори начинает проводить исследования в институте экспериментальной психологии при Римском Университете, а с 1900 года получает предложение возглавить первую в Европе школу для детей с отклонениями в развитии. Большинство детей, попадавших в эту школу, плохо говорили. Монтессори решила эту проблему, придумав специальные упражнения для тренировки мелкой моторики, которые стимулировали речевые центры в коре головного мозга. А для того, чтобы дети могли лучше понимать объяснения педагогов, Мария придумала специальные игры и пособия, основанные на сенсорном восприятии окружающего мира. Так появились первые дидактические пособия Монтессори.

К величайшему удивлению родителей и педагогов, умственно отсталые дети, проходившие обучение по разработанным Монтессори упражнениям, начинали читать, писать и считать раньше своих сверстников из обычных школ. И Мария Монтессори решает открыть школу для обычных детей, которые по ее мнению оказались в худшей ситуации, чем ее умственно-отсталые воспитанники. В 1907 году такая школа открылась в одном из самых бедных районов Рима. Она получила название «Дом Ребенка».

Главной задачей педагога Мария Монтессори считала создание активной развивающей среды, в которой даже самые незначительные детали выполняют определенные функции. Первое, что Монтессори сделала в своей новой школе – убрала все парты, которые по ее мнению не только ограничивали двигательную активность детей, но и мешали развитию их познавательных способностей. Вместо парт Монтессори использовала легкие столики и коврики, которые ребенок мог самостоятельно передвигать в любую часть комнаты.

Ежедневно наблюдая за детьми, Монтессори создавала новые пособия и материалы, совершенствовала форму стульчиков и столиков. Она подмечала самые незначительные детали, и отбирала только те пособия, которые давали наилучшие результаты. Такие пособия получили название Золотые Материалы Монтессори.

Но самой главной частью своей системы Монтессори считала ребенка. Единственного в своем роде, уникального и неповторимого. Поэтому, для каждого из детей подбиралась индивидуальная система обучения, которая учитывала все его личностные особенности. Каким же образом, Монтессори удавалось подбирать индивидуальные программы для каждого из детей, при том, что в этой школе для бедных детей на одного педагога приходилось до 40 учеников? Очень просто. Она создала в каждом классе развивающую среду, наполнив комнаты развивающими пособиями, а затем дала каждому ребенку возможность выбирать чем, когда и как ему заниматься.

Именно на принципе свободного выбора основана система Монтессори. Каждый ученик решает самостоятельно, чем ему хотелось бы заняться: географией, чтением или уходом за комнатными растениями. Кроме того, в школе Монтессори нет традиционного деления на классы, и в одной группе могут заниматься дети разного возраста. Это позволяет старшим детям помогать младшим, объясняя как нужно играть в дидактические игры, показывая им буквы и подсказывая. В школе Монтессори дети сами обучают друг друга, а педагог внимательно наблюдает за группой и вмешивается только тогда, когда кто-то из детей не может самостоятельно справиться с какой-то задачей.

Монтессори-класс разделен на пять зон, в каждой из которых собран тематический материал. В зоне практической жизни дети могут по настоящему постирать вещи, погладить их настоящим утюгом, порезать овощи острым ножом, почистить ботинки. В зоне сенсорного развития находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. В математической зоне дети учатся счету и другим математическим операциям. В языковой зоне находятся материалы, которые помогают детям освоить чтение и письмо. В пятой зоне, которую часто называют «космической», ребенок получает представление об окружающем мире, познает различные явления, знакомится с историей и культурой разных народов.

Мария Монтессори придавала большое значение навыкам самообслуживания. Она считала, что ребенок, который может легко зашнуровать ботинки, застегнуть куртку или пришить пуговицу развивает не только самостоятельность и ответственность, но и тренирует те группы мышц, которые необходимы для овладения навыками письма.

Несмотря на то, что система Монтессори создавалась прежде всего для обучения в детском саду и в школе, ее элементы можно и нужно применять в домашнем воспитании. Для этого необходимо не только использовать развивающие игры, но позаботиться об организации развивающей среды в домашних условиях, для того, чтобы ребенок мог свободно удовлетворять свою любознательность. Именно в этом заключается основная идея системы обучения Марии Монтессори.

Похожие статьи:

Социализация в Монтессори-группе

Что такое материалы Монтессори

Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании

Методика Монтессори

Что нужно для того, чтобы организовать Монтессори среду дома?
 

Главная | Детям | Родителям | Новости | Фотогалерея | О педагоге | Статьи | Договор | Контакты