Sunday, January 20, 2019   
Как нас найти?



Воронеж, ул. Шишкова, 95
тел. 8 (473) 235-8234
и 8 (910) 342-5258
карта проезда
 

 
      Каталог Детских Центров России.
 

Статьи для родителей

Разрешение конфликтов в Монтессори-группе

Один из самых распространенных вопросов родителей к нашим специалистам: «Как правильно реагировать на конфликты между детьми во время занятий?» На самом деле конфликтные ситуации возникают довольно редко. Но подобное вполне возможно. Так, например, каждый материал в монтессори-группе находится в одном экземпляре и может случиться так, что поиграть с ним захотят сразу два малыша. Ограниченное количество материала обусловлено самой методикой Марии Монтессори. Если кем-то из детей игрушка уже занята, тот, кто также захочет в нее поиграть, должен будет дождаться своей очереди. Таким образом, у ребенка формируется воля – малыш учится ждать, сдерживать себя, воспитывается в себе уважение к окружающим.

Давайте рассмотрим, как решаются конфликты в монтессори-группах, на конкретном примере. У нас в группе есть два малыша, разница в их возрасте всего несколько дней. Их зовут Илья и Аделина, им 2,5 года. Итак, их вкусы совпали, и из занятия в занятие продолжается «война» за игрушку. Аделина играет за столом, Илья видит у нее любимую игрушку и идет к Аделине, чтобы забрать ее. Аделина догадывается о том, что сейчас может произойти, пугается и кричит: «Не отдам!» и прячет игрушку. Илью это не останавливает, и он продолжает попытки «отвоевать» игрушку. Возникает конфликт.
Если на занятии, во время которого возникает конфликт, присутствуют родители, они, безусловно, стараются его устранить. И очень важно сделать это правильно, чтобы никто из детей не чувствовал себя обиженным или обделенным. В подобных ситуациях родители часто навязывают детям альтруизм, предлагая поделиться или уступить. Но такое поведение ошибочно. Нельзя воспитывать в ребенке щедрость, если ему не более 2-3 лет. Отдавая игрушку другому ребенку, малыш расстраивается и недоумевает, почему он должен так поступать, почему должен уступить.

Есть другой  вариант разрешения конфликта, который предлагают родители. Они стараются сделать так, чтобы всем было хорошо, предлагая детям поиграть вместе. Такая альтернатива вполне приемлема. Но дети должны сами этого захотеть, такая игра ни в коем случае не должна быть навязана. У «счастливого обладателя» заветной игрушки нужно обязательно спросить, готов ли он играть вместе с другим ребенком. Важно учитывать, что если в «делении собственности» участвует развивающее пособие, от такого варианта разрешения конфликта следует отказаться. Будет лучше, если с развивающим пособием малыш будет играть один. Например, когда ребенок, что-то разбирает или собирает, он запоминает, какую деталь куда положил, запоминает последовательность своих действий. «Вторжение» второго малыша нарушит игровой процесс. В таких случаях родителям также не стоит вмешиваться.

Итак, как же должны вести себя взрослые, если дети начинают делить игрушку?

В первую очередь, малышу, которому так нужна именно «эта» игрушка, нужно показать, что его желание услышано, его понимают и с его желанием готовы считаться. Объяснение нужно начать не с запрета или отказа, а, например, следующим
образом: «Тебе нравится игрушка? Ты хочешь поиграть с этой игрушкой?» Услышав подобные вопросы, малыш начинает чувствовать, что его понимают, и поэтому будет готов к восприятию последующих объяснений. Затем ребенку нужно объяснить, что нужно подождать, пока другой ребенок закончит играть. Все дело в том, что в 2-3 года дети сосредотачиваются только на интересующих их в данный момент предметах, а другого ребенка, у которого этот предмет, они просто не замечают. И борьба за игрушку с другими детьми, это неосознанное проявление агрессии. Поэтому в таких ситуациях важно переключить внимание малыша с игрушки на ее «счастливого обладателя», объяснить, что этот малыш взял игрушку первым и нужно подождать, когда он закончит игру. Потом нужно рассказать ребенку о дальнейших действиях: «Сейчас он закончит играть и положит материал на место. Хочешь я покажу тебе, где он должен лежать?»

В большинстве случаев ребенок соглашается, пойти и посмотреть, где будет лежать игрушка, в которую он хочет поиграть. Подобный диалог с ребенком поможет не только погасить конфликт, но также лишний раз напоминает о принятом в группе правиле класть материалы и игрушки после игры на место. Помимо этого со временем малыш поймет, что он также будет застрахован от подобных ситуаций, и если кто-то во время занятий будет претендовать на игрушку, то должен будет дождаться своей очереди.

Чем же закончилась история  про Илью и Аделину? Первое время малыши вели себя нетерпеливо и не слушали объяснения родителей, но через несколько занятий конфликт все-таки разрешился. Аделина перестала пугаться и кричать, когда к ней приближался Илья, она поняла, что принятые в группе правила не позволят Илье забрать у нее игрушки. Илья, в свою очередь, научился спокойно дожидаться, пока Аделина закончит игру.


Похожие статьи:

Поощрение в Монтессори-группе

Сензитивные периоды развития детей до 6 лет

Социализация в Монтессори-группе

Что такое материалы Монтессори

Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании
 

Главная | Детям | Родителям | Новости | Фотогалерея | О педагоге | Статьи | Договор | Контакты