Saturday, March 23, 2019   
Как нас найти?



Воронеж, ул. Шишкова, 95
тел. 8 (473) 235-8234
и 8 (910) 342-5258
карта проезда
 

 
      Каталог Детских Центров России.
 

Статьи для родителей

Сензитивные периоды развития детей до 6 лет

Согласно работе Марии Монтессори, сензитивные периоды развития ребенка – это конкретные возрастные промежутки, в которых дети наиболее расположены к пониманию того или иного вида деятельности, будь то обучение чтению или понимание верного поведения в обществе. Важно, что каждый такой период индивидуален, отвечает конкретной цели и ограничен по времени. Именно поэтому важно знать, какие знания, и в каком возрасте должен получить ваш ребенок.

Сензитивные периоды индивидуальны для каждого ребенка и не имеют ни конкретного момента возникновения, ни точного времени протекания. И, несмотря на то, что, как родители, вы не в состоянии повлиять на сензитивные периоды, вы вполне можете к ним подготовиться, наблюдая за ребенком и фиксируя признаки, характерные для наиболее выраженных этапов протекания того или иного периода.

Протекание любого сензитивного периода характеризуется плавным его началом, в апогее превращающимся в наиболее активный этап, который затем плавно переходит в конец периода. Именно по активному этапу можно определить сензитивный период, который в данный момент переживает Ваш ребенок.

Ниже Вы можете ознакомиться с основными сензитивными периодами развития детей до 6 лет.

Сензитивный период развития речи
Обычно продолжается с рождения до шестилетнего возраста.

Основные возрастные этапы:

  1. Возраст от 0 до 4,5 месяцев. В этом возрасте ребенок учится распознавать звуки. С каждым днем он все больше впитывает услышанное, пытаясь выставлять звуки в последовательности и воспроизводить их, а выходит лишь пускать слюни и плеваться – именно эти действия помогают речевому аппарату окончательно сформироваться.
  2. Возраст около 1 года. На этом этапе развития ребенок осмысленно выговаривает первое слово. С этого момента начинается период самообучения: ребенку очень хочется говорить много и осмысленно, но скудный словарный запас ему этого не позволяет. Следует уделить этому внимание.
  3. Возраст около 1.5 лет. Именно в этом возрасте уста ребенка глаголят истину. Едва научившись облачать мысли в слова, ребенок использует речь, для оценки чего бы то ни было, не по системе «правильно/неправильно», а по системе «приятно/неприятно». На этом этапе формируется грамотная речь ребенка, поэтому ни в коем случае не упрощайте свою речь, не «сюсюкайтесь» с ребенком. Будьте хорошим примером правильного употребления слов в речи.
  4. Возраст от 2,5 до 3 лет. На данном этапе развития ребенок часто начинает беседовать сам с собой. Вслушавшись в его громкую речь, вы услышите мысли ребенка, потому что он в этом возрасте проецирует мысли на слова. Вскоре ребенок перестанет мыслить вслух, и узнавать его мысли вы больше не сможете.
  5. Возраст от 3,5 до 4 лет. В этом возрасте детей начинает интересовать письменная интерпретация звуков, они с удовольствием изучают буквы и потихоньку знакомятся с искусством письма.
  6. Возраст от 4 до 6 лет. Постепенно, обучаясь писать, ребенок обретает способность и к обратному процессу. Чтение несколько сложнее письма для ребенка, ведь для письма требуется сформировать мысль и облачить ее в буквенную форму, а для чтения необходимо, кроме понимания написанных слов, объединить слова в предложение, а предложения в текст, и понять общую мысль писавшего.
Важно учитывать, что ребенку необходимо изучать что-либо строго в рамках соответствующего этапа сензитивного периода, иначе ребенок придет к желанному результату позже либо вообще не придет.

Сензитивный период восприятия порядка.
Данный период подробно описан в работах Марии Монтессори.
Длится он до 3 лет,  наивысшей интенсивности протекания этапа ребенок достигает в возрасте 2-2.5 лет.

Для достижения положительного выхода из данного этапа необходимо соблюдать порядок в следующих трех сферах.
  1. Порядок в окружающей среде.
    Ребенку необходимо с детства познать, что есть порядок. И в этом ему должны помочь родители. Соблюдение порядка в месте обитания ребенка и объяснение ему этого порядка (одежда – в шкафу, книги – на полках, тарелки – на кухне) необходимы для формирования правильного отношения к положению вещей в голове ребенка. Для воспитания в ребенке этих качеств Вы, как родители, должны служить личным примером и отказаться от фривольности в обращении с предметами обихода, демонстрируя общепринятые нормы поведения.
  2. Порядок во времени.
    Очень важно для ребенка установить и войти в нормальный ритм своего обычного дня. Обычно этот ритм устанавливается на первом году жизни с учетом потребностей и ребенка, и родителей. И вашей задачей является поддерживать установленный ритм на протяжении последующих двух-трех лет, чтобы ребенок в него втянулся.
  3. Порядок в поведении родителей по отношению к ребенку.
    Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть неизменными, конкретными и, в идеале, образовывать собой повседневный алгоритм. Но чтобы эти требования выполнялись, вам необходимо и самим их соблюдать, так как именно ваше поведение ребенок считает идеальным.
Сензитивный период сенсорного развития
Продолжается в среднем до 5.5 лет.

Этот длительный период содержит множество небольших периодов, в которых отдельно развиваются различные органы чувств.
В идеале, ребенок сам понимает, когда проявить активность в нужном направлении, но с помощью работ Марии Монтессори воспитатель сможет немного подтолкнуть несмышленого ребенка в верном направлении.

Сензитивный период восприятия небольших предметов
Наступает в возрасте от 1.5 до 2.5 лет.

Этот период  доставляет немало хлопот родителям, его достаточно просто определить: ребенок постоянно хватается за мелкие предметы, бьет посуду и ломает все, до чего может дотянуться. Происходит это в связи с все возрастающим интересом ребенка к проблеме целостности и частности, и ему очень интересно наблюдать, как разбитая тарелка распадается на мелкие части, которые, в свою очередь, также разбиваются на элементы. Помочь родителям справиться с этой напастью поможет, например, вовремя подаренный ребенку конструктор.  

Сензитивный период развития действий и движений
Этот период наступает в возрасте от 1 года до 4 лет, является одним из важнейших.

Дело в том, что именно во время его протекания ребенок активно двигается, познавая возможности своего тела, и в это время кислород наиболее активно насыщает кровь, которая, в свою очередь, снабжает им клетки головного мозга, что способствует совершенному развитию психических функций. Поэтому ограничивать ребенка в движении ни в коем случае нельзя.

Сензитивный период развития социальных навыков.
В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает интересоваться формами вежливого поведения.

Это время, когда вам необходимо помочь ребенку научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя  уверенно в обществе самых разных людей.
Для обучения вежливым формам общения используются упражнения в навыках социальной жизни, описанные в работах Марии Монтессори.

Основные выводы, необходимые к запоминанию родителям и педагогам:
  1. Взрослым необходимо понимать, что ребенок никогда не сможет научиться чему-либо с той легкостью, с которой он учился в соответствующий сензитивный период развития.
  2. Сензитивные периоды индивидуальны и универсальны одновременно, потому искусство наблюдения играет особую роль в отслеживании развития ребенка.
  3. Необходимо вовремя определять моменты наступления основных сензитивных периодов.

Похожие статьи:

Главный урок Марии Монтессори

Развитие речи и спонтанного письма у детей

Разрешение конфликтов в Монтессори-группе

Поощрение в Монтессори-группе

Сензитивные периоды развития детей до 6 лет

 

Главная | Детям | Родителям | Новости | Фотогалерея | О педагоге | Статьи | Договор | Контакты